Согласно указанному договору общество приняло на себя обязательства по технологическому присоединению жилого дома Кижваева В.Е. в точке присоединения - опора N 4 ВЛ-04, кВ сеть "Ботанический" ТП-408, в размере максимальной мощности 6,0 кВт по III категории надежности, а Кижваев В.Е. обязался оплатить стоимость указанной услуги в размере 550 рублей.
На заказчика, в соответствии с пунктом 2 ТУ возложены обязанности по осуществлению следующих работ: от электрической опоры N 4 ВЛ-0,4 кВ ТП-408 сеть "Ботанический" до вводного устройства жилого дома запроектировать и подвесить изолированные провода марки СИП с соблюдением правил ПУЭ, сечение провода определить проектом, на опоре N 4 выполнить повторное заземление нулевого провода с предоставлением протокола замера сопротивления заземления (пункт 2.1 ТУ); смонтировать на стене жилого дома шкаф учета наружной установки, в шкафу учета предусмотреть установку однофазного счетчика электрической энергии класса точности 2,0 и выше (пункт 2.2 ТУ).
В управление 02.03.2010 поступило заявление Кивжаева В.Е. о нарушении обществом антимонопольного законодательства, выразившегося в навязывании невыгодных для него условий договора об осуществлении технологического присоединения и по установке прибора учета электрической энергии на стене жилого дома в смонтированный шкаф учета наружной установки.
14 апреля 2010 комиссия управления рассмотрела дело N 301 по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, признала общество нарушившим часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ и выдала предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, указав на необходимость в течение пяти дней с момента получения предписания привести пункт 2.1 ТУ в соответствие с пунктом 25.1 Правил в части распределения обязанностей между сторонами по исполнению технических условий путем исключения из договора (в том числе ТУ) положений, согласно которым Кижваев В.Е. обязан осуществить мероприятия по исполнению ТУ за пределами границ своего земельного участка, на котором расположены его энергопринимающие устройства, а также исключить из пункта 2.2 технических условий требование об установке счетчика электрической энергии на стене жилого дома в смонтированный на стене жилого дома шкаф учета наружной установки.
Общество, не согласившись с решением и предписанием управления, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер (абзац 1 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) с условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.Пунктом 8 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 23.10.2007 N 277-э/7, действовавших на момент обращения Кижваева В.Е. к обществу с заявлением о технологическом присоединении, предусмотрено, что размер платы за технологическое присоединение должен компенсировать плановые экономически обоснованные расходы на проведение мероприятий по технологическому присоединению объекта к электрическим сетям.
В Приложении N 3 к постановлению РСТ от 24.04.2009 N 5/4 установлена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям общества энергопринимающих устройств заявителей максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно в размере 550 рублей.
Из ответа РСТ от 12.03.2010 N 649 на соответствующий запрос управления следует, что РСТ не располагает сведениями о том, какие затраты сетевой организации, перечисленные в пункте 12 Методических указаний включены в плату 550 рублей, определенную федеральными органами исполнительной власти. РСТ установила указанный размер платы исходя из императивных норм действующего законодательства Российской Федерации.
Таким образом, в период спорных отношений существовала неопределенность в нормативно-правовом регулировании вопроса о компенсации расходов сетевых организаций на проведение мероприятий по технологическому присоединению.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что расстояние от объекта энергопринимающего устройства гражданина до существующего электросетевого объекта составляет менее 25 метров (3 метра) и питающую линию от точки присоединения до вводного распределительного устройства (ВРУ) заявителя может выполнить заявитель.
Следовательно, включение в выданные Кижваеву В.Е. ТУ о размещении точки присоединения на расстоянии менее 25 метров (с отнесением обязанности по исполнению данного пункта на гражданина) не может квалифицироваться как навязывание в нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ контрагенту экономически и технологически не обоснованных условий.
Судебные инстанции, отказывая обществу в удовлетворении требования в части признания незаконными оспариваемых ненормативных актов управления в части обязания общества прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившегося во включении в ТУ условия по установке прибора учета электрической энергии на стене жилого дома в смонтированный шкаф учета наружной установки, правильно руководствовались следующим.
Согласно пункту 2.2 ТУ, Кижваев В.Е. обязан смонтировать на стене жилого дома шкаф учета наружной установки и предусмотреть в нем установку однофазного счетчика электрической энергии класса точности 2,0 и выше. Таким образом, в выданных Кижваеву В.Е. технических условиях подключения его жилого дома к сетям общества указано место, где должен быть установлен счетчик электрической энергии.
Пунктом 25.1 Правил определено, что в технических условиях должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.
Судебные инстанции обоснованно указали, что приведенный в пункте 25.1 Правил перечень требований является закрытым и подлежит обязательному указанию в ТУ. Дополнять его иными не предусмотренными в перечне требованиями общество не вправе.
При этом судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства сделали вывод о том, что указанное требование может негативно сказаться на охраняемых законом интересах и правах Кижваева В.Е. как слабой стороны по отношению к обществу.