В упрощенном виде система соответствующих договоров может быть представлена следующим образом:
генерирующие компании, как созданные на базе электростанций РАО "ЕЭС России" и Минатома России, так и принадлежащие региональным энергетическим компаниям, поставляют на федеральный оптовый рынок вырабатываемую ими электрическую энергию. Торговая система, обслуживающая федеральный оптовый рынок, по многим признакам будет напоминать товарную биржу (возможность заключения форвардных и фьючерсных контрактов, хеджирование рисков и т. п.);
покупатели, действующие на федеральном оптовом рынке (прежде всего региональные энергетические компании и наиболее крупные промышленные потребители), приобретают у генерирующих компаний электроэнергию на основе договоров купли-продажи (поставки). Указанные договоры, видимо, будут отличаться значительной спецификой, приближающей их к режиму биржевых сделок;
региональные энергетические компании (акционерные общества энергетики и электрификации) реализуют приобретенную энергию на соответствующих региональных розничных рынках электроэнергии. При этом компании, имеющие статус "гарантирующих поставщиков", обязаны заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к ним потребителем в закрепленной за ними зоне;
фактическая передача электроэнергии потребителю осуществляется с помощью магистральных и иных линий электропередачи, принадлежащих федеральной и региональным сетевым компаниям. Однако в непосредственные правовые отношения с указанными сетевыми компаниями потребитель не вступает. С правовой точки зрения гарантирующий поставщик исполняет заключенный с потребителем договор энергоснабжения путем частичного возложения своих обязанностей на сетевую компанию (компании). Для этого гарантирующий поставщик должен заключить с сетевой компанией общий договор на передачу и распределение энергии и оплатить транзит энергии по установленным тарифам (фактически из сумм, полученных от конечного потребителя). Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 26 ФЗ "Об электроэнергетике").
Таким образом, система договоров, опосредующих функционирование федерального оптового и розничных рынков электроэнергии, будет представлена договорами купли-продажи и поставки энергии на оптовом и розничном рынках, договорами энергоснабжения потребителей и договорами на передачу и распределение (транзит) энергии сетевыми операторами. Наряду с ними подчиненную роль будут играть договоры оказания услуг между генерирующими компаниями и системным оператором, осуществляющим диспетчерское управление режимом работы Единой энергосистемы России.
Трудно сказать, какое место займет договор энергоснабжения, регулируемый § 6 гл. 30 ГК, в ряду договоров купли-продажи и поставки электрической энергии, предусмотренных ФЗ "Об электроэнергетике". Ясность в этом вопросе появится лишь с принятием Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, которые будут предусматривать правила заключения и исполнения договоров между потребителями электрической энергии и гарантирующими поставщиками, а также определят существенные условия указанных договоров (п. 3 ст. 37 ФЗ "Об электроэнергетике").