В России хотят запретить все старые счетчики электроэнергии, чтобы заменить их на "умные"

Минэнерго РФ с лета 2018 года может запустить внедрение автоматической системы учета электроэнергии smart metering. Данная технология позволит сократить потери электрической энергии, в частности, за счет возможности дистанционного отключения от сети квартиры неплательщика.

Как сообщает "Коммерсант", законопроект о новой системе учета электроэнергии разрабатывался Минэнерго с 2013 года и наконец одобрен комиссией правительства по законопроектной деятельности. Проект запрещает с июля следующего года устанавливать или модернизировать "старые" приборы учета. Цель внедрения smart metering - адресное воздействие на неплательщиков и увеличение эффективности инвестпрограмм территориальных сетевых организаций.

По оценке "Россетей", розничный энергорынок РФ оснащен автоматизированным учетом на 9%. "Пилоты" по smart metering оператор реализует с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) в Калининграде, Ярославле и Туле. Smart metering - это первый этап внедрения системы smart grid (интеллектуальные сети), которая позволяет, в частности, оперативно находить участки, где происходят потери. В пилотных регионах счетчики ставят за счет инвестора, а окупаются они благодаря экономии от снижения потерь.

Стоимость такого счетчика - около 30 тысяч рублей, отмечает "Московский комсомолец". Авторы проекта утверждают, что потребитель не потратит ни копейки на нововведение. Однако президент Ассоциации энергосервисных компаний и производителей приборов учета Борис Портянкин заявил изданию, что денежное участие рядовых граждан исключать нельзя.

"Все равно тарифы растут. Это происходит постоянно. Энергосервисного договора нет, а без него осуществить внедрение технологии без помощи жителей невозможно", - сказал "МК" Портянкин.

Несмотря на описанную перспективу, эксперт указывает на положительную сторону проекта. "Если вы, например, задолжали за "коммуналку", за квартиру, вам вырубят энергию, не подходя к вашему счетчику. Это больше всего привлекает наши ресурсоснабжающие организации. Граждане получат экономию, это действительно так. Поскольку теплопотери в сетях станут меньше. До сих пор практически все средства, которые выделялись на сети, на учет, разворовывались", - отмечает специалист.

Замдиректора ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Дзюбенко смысла в массовом внедрении smart metering по всей России не видит. "Это необходимо тем территориям нашей страны, где есть проблемы с качеством учета, с большими потерями энергии", - отметил он.

При этом его беспокоит и вопрос прозрачности самих расчетов: "Сегодня обязанность по установке счетчиков возложена на потребителя, если при переходе на интеллектуальные приборы учета она достанется сетевой организации, будет ли у жильцов доступ к данным счетчиков - неясно".

Как напоминает "МК", госпрограмма "Энергосбережение и повышение энергоэффективности до 2020 года" была утверждена правительством еще в 2010 году, когда главой государства был Дмитрий Медведев. Тогда он говорил, что цель программы - повысить к 2020 году энергоэффективность экономики на 40%. Программа предусматривала ежегодную экономию средств от ввода интеллектуальных приборов учета электроэнергии - до 8-9 млрд рублей.

Добавим, что в сентябре 2016 года правительство утвердило новый национальный план повышения энергоэффективности зданий. К 2025 году высшим классом энергосбережения должен будет обладать каждый третий новый дом в России, а энергозатраты в ЖКХ в целом должны снизиться на четверть.


Электросетям велено поумнеть
Правительство может запретить старые энергосчетчики


Минэнерго предлагает перейти уже с июля 2018 года на обязательное внедрение технологии smart metering (интеллектуальный учет электроэнергии) и запретить электросетям ставить устаревшие счетчики. Участники рынка скептически относятся к идее: расходы на внедрение "умных" счетчиков не будут включены в тариф.

Государство намерено обязать территориальные сетевые организации (ТСО) внедрять технологию smart metering — систему интеллектуального учета электроэнергии уже с 1 июля 2018 года, законопроект разработан Минэнерго и одобрен комиссией правительства по законопроектной деятельности. Проект запрещает с июля 2018 года устанавливать или модернизировать "старые" приборы учета, цель внедрения smart metering — адресное воздействие на неплательщиков, увеличение эффективности инвестпрограмм ТСО, говорится в пояснительной записке.

По оценке "Россетей", розничный энергорынок РФ оснащен автоматизированным учетом на 9%. "Пилоты" по smart metering холдинг реализует с РФПИ в Калининграде, Ярославле и Туле. Smart metering — это первый этап внедрения smart grid (интеллектуальные сети), она позволяет, в частности, оперативно находить участки, где происходят потери ("Россети" намерены сократить их до 9,14% к 2019 году).

Работа над законопроектом шла с 2013 года, но нынешний вариант не устраивает основных участников рынка. В "Россетях" отмечают, что он вводит повышенные требования к приборам учета и не содержит четкого определения источника возмещения расходов на их установку (холдинг установит около 80 млн точек учета). В Минэнерго подчеркнули, что развитие smart metering будет идти за счет внетарифных источников: "триггером" для развертывания системы должна стать борьба ТСО с коммерческими потерями энергии (хищениями) и за увеличение ее полезного отпуска. В пилотных регионах счетчики ставят за счет инвестора, а окупаются за счет экономии от снижения потерь.

В споре между энергосбытовыми компаниями и сетями о том, кто будет являться собственником приборов учета, Минэнерго встало на сторону первых. С этим не согласны в "Россетях": там считают, что счетчик — конечный элемент сети, он определяет как объем электроэнергии, так и ее параметры в точке поставки, и собственником прибора должна быть сетевая организация. В "Россетях" напоминают о других преференциях энергосбытам в части внедрения smart metering: в проекте постановления правительства об эталонных надбавках (марже) гарантирующих поставщиков (ГП, основной энергосбыт региона) расходы на автоматизированные системы учета внесены в эту надбавку. В ассоциации ГП и энергосбытовых компаний законопроект не прокомментировали.

Член набсовета ассоциации НП ТСО Алексей Седых считает, что законопроект не решает своей основной задачи — снижения потерь энергии, в первую очередь это связано с тем, что расходы ТСО на установку приборов учета и создание smart metering не включены в тариф или плату за техприсоединение. "Могут возникнуть риски того, что ТСО не смогут своевременно удовлетворить требования потребителей по подключению приборов учета",— считает он.