УФАС не рассматривает обращения физических лиц по вопросам нарушения антимонопольного законодательства. Тем не менее, обращаться в эту организацию можно и нужно. Ниже результат такого обращения.
_________________________________________

Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в отношении АО «Липецкая городская энергетическая компания»

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 180-А-17

«22» августа 2017 город Липецк

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области Поткина Ирина Владимировна, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 180-А-17, возбужденного в отношении АО «Липецкая городская энергетическая компания» (398001, г. Липецк, пл. Петра Великого, 4а; ОГРН 1094823016617, ИНН/КПП 4825066916/482601001, дата регистрации 31.12.2009), в присутствии представителей общества <…> по доверенности от 18.06.2017 № 150, <…> по доверенности от 09.12.2016 № 222 (присутствующим представителям разъяснены права лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)),

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Липецкого УФАС России поступило заявление <…> вх. № 186-з от 29.06.2017г. по вопросу включения АО «ЛГЭК» в технические условия для присоединения к электрическим сетям № Э0636/17 от 02.06.2017 г. требований об установки прибора учета на границе балансовой принадлежности и ограничителя мощности.

Из материалов дела установлено следующее.

С целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <…>, <…> обратилась с заявкой в АО «ЛГЭК» (вх. № 17-э363 от 06.04.2017 г.).

АО «ЛГЭК» направило <…> проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 13.04.2017г., а также технические условия № Э0370/17 от 13.04.2017 г.

28.04.2017 г. <…> направлен мотивированный отказ от подписания договора.

17.05.2017 г. АО «ЛГЭК» подготовило технические условия для присоединения к электрическим сетям № Э0534/17, на которые 22.05.2017 г. получило от <…> мотивированный отказ по пунктам 11.2, 11.3, 11.4, 11.5.1, 11.5.2 технических условий.

06.06.2017 г. АО «ЛГЭК» исх. № 1669-25 дает пояснения по мотивированному отказу <…> от 22.05.2017 г., где по пункту 11.3 замечание принимает, а в остальных отказывают.

02.06.2017 г. АО «ЛГЭК» подготовило проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также технические условия технические условия для присоединения к электрическим сетям № Э0636/17, на которые 22.05.2017 г. получило от <…> от 13.06.2017 г. мотивированный отказ по пунктам 11.2, 11.3.1, 11.3.2, 11.3.3.

28.06.2017 г. АО «ЛГЭК» подготовило проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также технические условия технические условия для присоединения к электрическим сетям № Э0733/17, где пунктом 11.3.1 предусмотрено: «Установить прибор учета с классом точности не ниже 2.0 в щите учета расположенном на границе земельного участка в пределах границ земельного участка Заявителя (в соответствии с п.144 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442)».

В соответствии с прояснениями АО «ЛГЭК» вх. № 3900 от 13.07.2017 г. на запрос Липецкого УФАС России исх. № 3510-04 от 05.07.2017 г. - место прибора учета согласно п. 11.3.1 технических условий определено в соответствии с п.144 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии», в соответствии с которым приборы учета подлежат установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).

Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно абзацу 2 пункта 3 Правил независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В силу пункта 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 9 Правил определены сведения, которые должны быть в зависимости от конкретных условий указаны в заявке, направляемой заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил).

Пунктом 10 Правил определены документы, которые должны быть приложены к заявке.

Согласно пункту 15 Правил в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.

При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.

В случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.

В соответствии с п. 16.1 Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

В соответствии с п. 25(1) Правил в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;

г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Таким образом, <…> относится к заявителям, указанным в п. 14 Правил, а именно заявка подана в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств индивидуального жилого дома, максимальная мощность которого составляет 15 кВт по 3 категории надежности, несвязанного с осуществлением предпринимательской деятельности.

Указание АО «ЛГЭК» в технических условиях на установку заявителем устройства, обеспечивающего контроль величины максимальной мощности, соответствует подп. «в» п. 25.1 Правил.

Вместе с тем, пунктом 11.3.1 технических условий предусмотрено: «Установить прибор учета с классом точности не ниже 2.0 в щите учета расположенном на границе земельного участка в пределах границ земельного участка Заявителя (в соответствии с п.144 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных постановлением Правительства РФ № 442)».

Таким образом, АО «ЛГЭК» указало место, в котором заявитель должен установить прибор учета электрической энергии, а именно: щит учета, расположенный на границе земельного участка.

Однако, требования, которые должны быть указаны в обязательном порядке сетевой организации в выданных заявителю технических условиях, приведены в п. 25.1 Правил, а именно в технических условиях, должны быть указаны: требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

Приведенный в п. 25.1 Правил перечень этих требований является закрытым, следовательно, сетевая организация не вправе дополнять его иными, не упомянутыми в нем требованиями.

При этом требования, предъявляемые к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной) должны соответствовать требованиям, установленным Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (пункт 26 Правил).

В пункте 137 Основных положений установлено, что приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.

Согласно пункту 138 Основных положений для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

Пунктом 147 Основных положений установлено, что места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

За исключением случаев, указанных в пункте 148 Основных положений, согласования с сетевой организацией и иными субъектами розничного рынка мест установки, схем подключения, метрологических и иных характеристик приборов учета не требуется.

Таким образом, место установки прибора учета определяется заявителем самостоятельно (без согласования с сетевой организацией) исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Доказательств наличия в данном случае оснований для применения п. 148 Основных положений, а также наличия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности электрических сетей потребителя со стороны АО «ЛГЭК» не представлено.

В силу п. 1.5.6. «Правил устройства электроустановок. Шестое издание», утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Министерства энергетики Российской Федерации от 20.06.2003 года (ПУЭ), счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя.

Согласно п. 1.5.27 ПУЭ счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град С.

Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 град. C.

Следовательно, указанные условия эксплуатации прибора учета обязан обеспечить владелец энергопринимающих устройств, в данном случае - <…>.

Обеспечение таких условий на границе земельного участка, как это предложено АО «ЛГЭК» в п. 11.3.1 технических условий, может повлечь для неё дополнительные затраты.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следует из п. 145 Основных положений, обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств.