Аварийный дизель-генератор: особенности работы, применение
Нужен электромонтаж или электроизмерения? Звоните нам!
Автономные электростанции на дизельном двигателе были разработаны для постоянного энергообеспечения объектов, недоступных к подключению центральной сети. Однако интенсивное развитие удаленных территорий исключает эту потребность. Массовое переселение людей на загородные участки и освоение целины мотивирует городские структуры протягивать ЛЭП даже в самые отдаленные обитаемые зоны. Несмотря на увеличение протяженности линий, качество подаваемого напряжения не всегда соответствует потребностям. Например, слабый сигнал может выводить из строя всю технику в доме при запуске насосной станции. Чтобы исключить эту проблему, дэс 800 кВт в Улан-Удэ служит временным источником энергии, запускаемым в периоды обесточивания приоритетной сети. Участок продолжает функционировать даже при длительном отключении электричества.
Аварийное электроснабжение
Данное понятие объединяет ситуации, при которых подведенная сеть перестает работать:
- обрыв на линии;
- проведение ремонтных работ;
- техническое обслуживание;
- веерное отключение;
- авария и прочее.
Другими словами, основную часть времени линия исправно функционирует, но под действием внешних факторов наблюдаются кратковременные сбои. В домашних условиях обесточивание не является критичной проблемой, если не затрагиваются основные инженерные системы:
- отопление зимой;
- водоснабжение;
- канализация.
В промышленном сегменте выделены объекты, обесточивание которых недопустимо. Подведение аварийной линии считается обязательным условием. Наиболее уязвимыми считаются:
- Медицинские учреждения. Обесточивание реанимационного блока влечет угрозу жизни человека.
- Предприятия массового производства. Остановка конвейерных линий становится причиной материальных убытков.
- Лаборатории, центры обработки данных. Организации оснащаются высокоточным оборудованием, реагирующим на скачки напряжения.
Также в сектор особо важных входят объекты, обесточивание которых приводит к техногенным катастрофам (взрывы, пожары).
Эксплуатация
Ввод в резерв аварийных электростанций осуществляется в строгом соответствии с нормативной документацией. Любые отклонения снижают производительность генератора до 50% от заявленных значений. Независимо от конфигурации установки, разработан ряд общих правил, единых для всех моделей:
- Соответствие характеристик агрегата потребностям. Мощность, способ запуска, вид конструкции, технология монтажа и прочее.
- Расположение. Чтобы снизить энергетические потери, станция устанавливается максимально близко к конечным потребителям.
- Скорость ввода резерва. На объектах первой категории важности перевод потребителей на параллельную линию осуществляется автоматически в течение первых секунд после обесточивания. Вторая группа объектов может запускаться в течение часа автоматизированным или ручным методом. Потребители третьего класса переводятся вручную. Допустимо бездействие до суток. Например, медицинские приборы запускаются мгновенно, инфраструктурные объекты в течение часа, домашняя электрическая сеть – по требованию. В последнем случае пользователь сам определяет приоритетность и значимость приборов. На общественную деятельность отключение конкретного дома не влияет.
- Емкость аккумуляторов. Согласно регламенту, заряда батареи должно хватать на шесть пусков в холодном состоянии. АКБ подключается к действующей сети на постоянной основе.
- Исключение встречных токов. Подразумевается одновременное питание потребителей приоритетной и аварийной линией. Проблема отсутствует при установке системы АВР. При ручном управлении требуется постоянный контроль за состояние основной магистрали.
- Контрольный запуск. Если станция используется крайне редко, раз в месяц проводится тестовый запуск. Зимой частота процедур увеличивается вдвое. Это необходимо для прогона рабочих жидкостей по трубной магистрали, выявления неполадок, вызванных физическим износом деталей.
Для удобства эксплуатации большинство электростанций оснащаются системой автозапуска. Однако это не исключает необходимость наличия ручного управления.
Особенности
Аварийные дизельные генераторы монтируются чаще бензиновых аналогов по ряду причин:
- Повышенный моторесурс. Увеличивается время до первого капитального ремонта двигателя.
- Экономичность. Для выработки 1 кВт энергии требуется 200 гр топлива.
- Жидкостная система охлаждения мотора (воздушная менее востребована). Благодаря постоянной циркуляции хладагента в замкнутом контуре исключается перегрев мотора. Это обеспечивает стабильную работу станции при продолжительном отключении энергии.
Такие установки характеризуются повышенной надежностью.
Автоматика
Система предназначена для контроля за номинальными показателями без участия пользователя. Специальный датчик отслеживает изменения в приоритетной сети и автоматически переводит конечных потребителей на резерв. При восстановлении энергоснабжения автоматически останавливает двигатель. К дополнительному функционалу относится:
- предварительный прогрев до рабочей температуры;
- дистанционное уведомление пользователя о неисправностях;
- подкачка топлива и ГСМ;
- поддержание номинальных показателей сети;
- подзарядка аккумулятора;
- диагностика, проверка работоспособности конструктивных узлов;
- блокировка запуска мотора при выявлении отклонений от номинальных показателей.
Также автоматическая система исключает возникновение встречных токов. Датчик мгновенно реагирует на возобновление энергоснабжения приоритетной линии и обесточивает мотор. Ручное управление аварийным генератором допустимо, если к оборудованию не подключены устройства первой категории значимости и ввод резерва не считается критичным. Зачастую это мобильные бытовые установки, используемые на дачных участках и в загородных домах.