Элементы электрических сетей летательных аппаратов
Нужен электромонтаж или электроизмерения? Звоните нам!
Электропровода для летательных аппаратов отличаются повышенными электрическими и механическими свойствами и стойкостью к действию топлива и масла. Провода подразделяют на два вида, низковольтные и высоковольтные. К низковольтным проводам относятся медные луженые многожильные бортовые провода БПВЛ с виниловой изоляцией в лакированной оплетке из хлопчатобумажной пряжи (БП — хлопчатобумажная пряжа; В — винипласт; Л — лаковое покрытие) и на БПТЛ (Т — термостойкий, оплетка провода пропитана специальным антисептическим составом, позволяющим использовать в тропических условиях). Сейчас широко применяют провода типа ПТЛ с теплостойкой изоляцией из фторопласта и в оплетке из стекловолокна, пропитанного кремнийорганическим лаком, допускающим нагрев до 200 — 250° С.
К высоковольтным проводам относятся: ПВЛ (П — провод, В — высоковольтный, Л — лакированный), ПВСТУ (С — в оплетке из стекловолокнистой пряжи с изоляцией из фторопласта, Т- термостойкий, У — усиленный). Их применяют для монтажа сетей высокого напряжения, например для высоковольтных сетей и радиотехнических устройств. В цепях, создающих сильные радиопомехи, используют те же типы проводов, но с металлической оплеткой — экранировкой (к марке добавляется буква Э — экранированный).
Помимо теплостойкости немаловажным свойством для авиационных проводов является механическая прочность и эластичность изоляции. Таким проводом является провод типа БИН (бортовой, износоустойчивый, нагревостойкий), имеющий несколько слоев изоляции и оплеток из фторопласта и стеклоткани со специальной лакировкой поверхности провода и термообработкой.
В последние годы, кроме медных проводов, находят применение и алюминиевые. Они в 3 раза легче медных проводов, однако, большое электрическое сопротивление и потеря механической прочности при нагреве ограничивают широкое их использование. Поэтому их применяют в основном для прокладки распределительных сетей, имеющих большое сечение, где существенный выигрыш в массе оправдывает эксплуатационные недостатки.
Совершенствовать монтажные провода стремятся улучшением качества их изоляции. Она должна быть легкой, тонкой, устойчивой к внешним воздействиям, гибкой и вместе с тем упругой, что позволяет ограничить резкие изгибы жилы. Большое значение придают износоустойчивости и негорючести. Этим требованиям удовлетворяют новые бортовые провода марок БИН и БИФ. Они рассчитаны на диапазон температур 0 — 250° С. Для трехфазного тока выпускают трехжильные кабели, у которых все три изолированных провода имеют общую изоляцию.