Короткое замыкание в адронном коллайдере привело к серьезной аварии
Нужен электромонтаж или электроизмерения? Звоните нам!
По информации директора по вопросам технологий и ускорительной техники Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) Стива Майерса, работа большого адронного коллайдера (LHC) будет остановлена ровно на год. Инженерам за это время предстоит проверить состояние сверхпроводящих магнитов, которые уже однажды привели к серьезной аварии.
Тогда, в сентябре 2008 года, из-за дефекта в одном из контактов, спрятанного внутри герметичного кожуха, укутанного несколькими слоями теплоизоляции и залитого жидким гелием, который лишь на два градуса теплее абсолютного нуля, произошло выделение тепла. Оно моментально разогрело жидкий гелий, вследствие чего он испарился, и началось нагревание сверхпроводящего материала, который не переносит нагрева даже на несколько градусов. Из сверхпроводника с сопротивлением равным нулю, он превратился в обычный кабель, который мгновенно разогрелся еще сильнее, став причиной короткого замыкания, далее вспышки электрической дуги и как следствие небольшого взрыва. Всего этого было достаточно для того, чтобы разорвать кожухи магнитов. Тогда около двух тонн жидкого гелия растеклось по тоннелю, а более сотни магнитов нуждались в замене. Саму трубу, по которой циркулируют элементарные частицы, требующие идеальной чистоты, пришлось долго очищать от частиц копоти. Тогда на весь ремонт ушел целый год и обошелсяон в 43 миллиона евро. Сумма, конечно, немаленькая, однако и потерянного времени тоже жаль.
В январе 2010 года перед руководством ЦЕРН возник непростой выбор.С одной стороны можно было поднять постепенно мощность, достигнув 3,5 тераэлектронвольт и только потом начать ремонт коллайдера, с последующим запуском в 2012 году. С другой стороны – уже в 2010 году остановить работу коллайдера, провести ремонтные работы и через год ввести установку в эксплуатацию. В этом случае ученые начали бы быстрее получать результаты, но не смогли бы использовать весь потенциал уникального оборудования. И им пришлось выбрать именно второй вариант для того, чтобы приступить к серьезнойработе с уверенностью в надежности установки.