Уличное освещение и уличные фонари
Нужен электромонтаж или электроизмерения? Звоните нам!
Уличное освещение – это установка технических средств для обеспечения хорошей видимости вне помещений в темное время суток. Для общественных, промышленных и коммерческих объектов разработаны единые нормативы (СНиП 23-05-95), охватывающие важнейшие факторы освещения:
– максимальные и минимальные границы освещенности;
– поправки на географическое расположение территории;
– светоотражение материала стен или дорожного покрытия;
– расположение объекта (главные магистрали или улицы местного значения, входы и центральные/боковые аллеи парков и т.п.)
– режим работы (выключение части светильников в ночное время, аварийное, пожарное, охранное и дежурное освещение) и т.д.
Ориентируясь на указанный выше СНиП, можно выбрать оптимальную мощность уличного фонаря с учетом светоотражения поверхности стен или дороги, но выбор типа и конструкции самого светильника остается свободным. Например, для того, чтобы добиться требуемого освещения в пешеходном тоннеле, могут использоваться светильники с диффузными и призматическими рассеивателями, а также устройства с большим защитным углом (15° и больше), а светоизлучающим элементом таких светильников которых могут быть:
– лампы ДНАТ (ДНАС) (макс мощность – 110 Вт);
– лампы ДРИ (до 70 Вт);
– лампы ДРЛ (до 125 Вт);
– люминесцентные лампы (суммарная мощность до 80 Вт);
– протяженные световоды с лампами мощностью до 400 Вт.
Требования к качеству уличных фонарей
Условия эксплуатации приборов уличного освещения достаточно жесткие. Даже если светильник установлен под навесом, ничто не защищает его от сезонных перепадов температуры, ветра и влажности в форме тумана или росы. Одновременно нужно учитывать:
Освещаемый объект – уличные фонари для тротуара должны давать рассеянный свет, а излучение на дорожное покрытие автомагистрали обычно более сфокусировано.
Интенсивность работы – уличное освещение второстепенных дорог обычно выключается в ночное время, но на перекрестках и пешеходных переходах светильник работает всю ночь.
Расстояние – уличные фонари обычно подвешивают высоко, и мощности лампы должно хватить, чтобы освещать дорогу даже в плохих погодных условиях.
Одновременно принимают во внимание затраты на обслуживание и эксплуатацию уличного освещения. Для снижения расходов устанавливаются системы ручного и автоматизированного (фотоэлементы, таймер) управления. Также учитываются затраты на замену вышедших из строя элементов, ведь для замены лампы на высоком фонарном столбе необходима автовышка.
В последнее время отмечается увеличение количества уличных фонарей с лампами светодиодного типа. Большой эксплуатационный период и низкое потребление энергии быстро окупают более дорогую стоимость, а по эксплуатационным характеристикам светодиодные уличные светильники отвечают всем нормативным требованиям (утверждение последней редакции СНиПа по естественному и искусственному освещению было вызвано именно появлением данного типа ламп).