А ниже - решение по аппеляционной жалобе:
Информация по делу №33-70/2017 (33-9512/2016
Судья Поталицын Д.А. Дело № 33-70/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Семиколенных Т.В.,
судей Брюквиной С.В., Кузьминой О.Ю.,
при секретаре Хлестковой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузьминой О.Ю.
12 января 2017 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Егоровой А.В. на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 17 октября 2016 года, которым постановлено:
Егоровой А.В. в удовлетворении требований отказать.
Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Егорова А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 713 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Границы земельного участка в соответствии с действующим законодательством не установлены, описаны в приложении к свидетельству о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ
В ходе выполнения работ по межеванию указанного участка в феврале 2016 г. по заказу истца кадастровым инженером было установлено, что его границы пересекает воздушная ЛЭП мощностью 6 кВ, часть участка захватывается охранной зоной ЛЭП шириной 10 метров. В ГКН сведения об указанной охранной зоне не внесены.
В результате заключения договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ с МУП Рыбинского муниципального района Ярославской области «Коммунальные системы», ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» приобрело право собственности на ВЛ 6 кВ ПС Песочное. До приобретения ПАО «МРСК Центра» прав на ВЛ 6 кВ Песочное указанный объект находился в муниципальной собственности Рыбинского муниципального района (№ Перечня имущества, являющегося Приложением № к Договору №/№).
Егорова А.В. обратилась в суд с иском к филиалу ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - «Ярэнерго», в котором с учетом уточнений просила об устранении препятствий в пользовании земельным участком с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, путем понуждения филиала ПАО «МРСК-Центра» - «Ярэнерго» демонтировать часть воздушной линии электропередач, напряжением 6 кВ, проходящей над ее земельным участком, расположив ее так, чтобы охранная зона ЛЭП не захватывала земельный участок истца.
В обоснование заявленных требований истец указала, что обременений либо ограничений пользования на указанный земельный участок не зарегистрировано и не имеется, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Земельный участок принадлежал семье истца несколько десятилетий. По состоянию на 1973 г. семья истца уже длительное время владела этим земельным участком, на участке было построен дом и к фасаду дома подведено электричество со стороны <адрес>. В тот период времени ЛЭП в том расположении, которое существует в настоящее время, не было. Опоры ЛЭП и воздушная линия электропередачи над земельным участком истца возведена в начале 2000х годов без согласования с истцом, во время отсутствия истца на земельном участке. Как сама воздушная линия электропередачи с напряжением 6 кВ, так и охранная зона ЛЭП, препятствуют истцу пользоваться своим земельным участком, так как это создает угрозу жизни и здоровью истца и членам его семьи. Кроме того, при наличии воздушной линии электропередач, напряжением 6 кВ и охранной зоны не менее 10 м по обе стороны от линии на этой территории, отсутствует возможность полноценно пользоваться фактически 1/3 часть земельного участка, поскольку в охранной зоне запрещено выращивание кустов и деревьев, запрещено любое строительство и ремонт. Таким образом, право собственности истца фактически уменьшено на треть, в результате действий ответчика.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав в поддержание доводов жалобы Егорову А.В., возражения представителя ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» по доверенности Брюхановой В.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
На основании статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Статьей 89 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики. Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок использования земельных участков, расположенных в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства, размещенных до 17 марта 2009 года, регулировался Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000В, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 г. N 255, не предусматривающими обязанностей, связанных с оформлением прав на земельный участок для размещения ЛЭП либо регистрации охранных зон электрических сетей, а лишь устанавливающими порядок определения охранных зон.
Пунктом 2 данных Правил было установлено, что для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев отводятся земельные участки, устанавливаются охранные зоны, минимально допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений, земной и водной поверхностей, прокладываются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях. Охранные зоны электрических сетей устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии для линии напряжением до 20 киловольт - 10 м (пункт 4). Из пункта 11, 13 Правил следует, что в охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещается производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений, а также запрещается производить какие-либо действия, которые могут нарушить нормальную работу электрических сетей, привести к их повреждению или к несчастным случаям.
Аналогичные требования к охранным зонам объектов электросетевого хозяйства устанавливаются и в Правилах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года N 160, введенных в действие с 17 марта 2009 года.
Разрешая заявленные исковые требования, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований. При этом суд исходил из того, что спорная воздушная линия электроснабжения была возведена задолго до регистрации истцом своего права собственности на земельный участок. Данное обстоятельство подтвердил истец и в суде апелляционной инстанции. Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что принципиального направления ЛЭП не изменяла никогда. Указанное обстоятельство подтверждено допустимыми доказательствами: данными топографической съемки, фотографиями, схемой громозащиты прежнего владельца ЛЭП АО «Первомайский фарфоровый завод».
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным и исследованным в судебном заседании доказательствам, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что прохождением над территорией принадлежащего истцу земельного участка объекта электросетевого хозяйства - ЛЭП 6 кВт нарушаются ее права, в том числе происходит угроза жизни и здоровью, в материалы дела не представлено. При этом истец не оспаривал то обстоятельство, что данные опоры на ее земельном участке не находятся, а расположены на соседних земельных участках.
Доводы истца о том, что в момент приобретения ею земельного участка каких-либо обременений в виде охранной зоны ЛЭП не было зарегистрировано, не могут быть признаны состоятельными, так как обязанность регистрации охранных зон на собственников объектов электросетевого хозяйства, размещенных до 17 марта 2009 года, Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000В, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 г. N 255, не возлагалась.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании материального закона заявителем, противоречащими установленным судом обстоятельствам, а потому не являющимися основанием для отмены верного решения суда.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Егоровой А.В. на решение Рыбинского
городского суда Ярославской области от 17 октября 2016 года оставить без удовлетворения.