Наталья, п. 145, который является основным в таких делах, всю ответственность за исправность и сохранность счётчика, а также пломб возлагает на собственника прибора учёта. Составлен пункт таким образом, что при любых обстоятельствах виновен потребитель.
"Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки."
Что может понять из написанного обычный потребитель или адвокат, которые не имеют ни специальных знаний, ни квалификации? Адвокат должен был понять, что необходимо привлечь тех специалистов, которые способны проконсультировать его по всем этим вопросам. Это сделать несложно. Как правильно отметила начальница из экспертной организации можно было бы привлечь людей из Тайпит и ЦСМ или обратиться в любую независимую электролабораторию. Там люди прекрасно понимают о чём идёт речь.
Исходя из вышеуказанных положений п. 145 следует:
1. Если счётчик оказался неисправен, но признаки вмешательства в его конструкцию не обнаружены, то потребитель всё равно виновен в его неисправности.
2. Если счётчик оказался неисправен и выявлены признаки вмешательства в его конструкцию, то вина потребителя очевидна.
Второй вариант неинтересен в силу своей очевидности.
По первому варианту никаких разбирательств не предусмотрено. Есть факт неисправности прибора, в результате которой данные по потреблению искажались. Значит, сетевая компания недополучила средства по реально отпущенной (что на самом деле не так) потребителю электроэнергии. Есть варианты, когда счётчик, наоборот, переучитывает потребление. В этом случае сетевая компания вернёт деньги? Сильно в этом сомневаюсь. Счётчик неисправен? Да. Безучётное потребление есть? Интересный вопрос. См. п. 145
Во всех случаях, безучётное потребление рассчитывается по п. 195: максимальную мощность, которая выделена потребителю умножают на количество часов безучётного периода. Расчёт этого периода ведут от даты последней проверки, потому что невозможно установить точную дату и время, когда прибор вышел из строя. Принимая во внимание то, что график плановых проверок приборов учёта потребителя составляется сетевой организацией и согласовывается с гарантирующим поставщиком (п. 173, 174), то под безучётное потребление попадает весь период потребления электроэнергии между предыдущей проверкой и той, при которой был выявлен факт неисправности прибора учёта. Это и произошло в Вашем случае.
Теперь разберёмся с вопросами эксплуатации. Под действиями, о которых упомянуто в п. 145 подразумевается эксплуатация прибора учёта в соответствии с требованиями и рекомендациями производителя прибора учёта. К таким требованиям и рекомендациям относятся нормальные (это термин) условия эксплуатации, которые обеспечивают безаварийную работу счётчика и гарантируется точность прибора. Кроме рекомендаций производителя существуют требования к электроустановке потребителя, которые обязательны и, которые обеспечивают надёжную, безопасную и безаварийную эксплуатацию электроустановки в целом. Эти требования содержатся в ПУЭ, национальных стандартах и других НТД. Требования по эксплуатации и обслуживанию электроустановок содержатся в ПТЭЭП. Предположим, что эти правила и требования потребитель игнорирует, тогда он, безусловно виноват в неисправности прибора учёта. А если потребитель не может их выполнить по причинам, которые зависят не от него? О каких действиях может идти речь по отношению к Вашему щиту ВРУ, который Вы сфотографировали? Это возможно только при установке ВРУ в соответствии с требованиями НТД и обеспечении доступа внутрь щита. ЭСО нарушает законодательство, установив пломбы на щит.
Где требуют устанавливать приборы учёта? На улице. Где они должны устанавливаться? В помещении. Есть люди, которые бегают по судам и добиваются своего, но большинство даже не подозревает, чего от них требуют. В итоге прибор учёта висит на столбе и гарантий его сохранности и исправности никто не даст. Кто виноват, в выполнении незаконных требований ЭСО? Потребитель.
Обстоятельства не зависящие от потребителя: скрытые дефекты, которые могут быть в конструкции прибора учёта, брак, несоответствие параметров сети допустимым величинам для прибора учёта во внимание никто не принимает. Все доказательства невиновности возложены на потребителя. Никаких экспертиз сети, счётчика не назначается и не предусмотрено.
Качество электроэнергии практически не зависит от потребителя и часто не соответствует стандарту, скачки напряжения и проч. могут оказать влияние на прибор учёта. Что может сделать потребитель? Писать жалобы, но на это уходит время. На исправление тоже требуется время. Счётчик может подождать?
Как в таких случаях потребитель может обеспечить "выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением" (п. 145) Никак, но виноват всё равно он.
Ещё раз посмотрите акт проверки. Проверка инструментальная, т.е. определение параметров должно определяться с помощью приборов. Что из показаний приборов содержится в акте? Напряжение и ток. У проверяющих был прибор Парма ВАФ-А. Этот прибор умеет вот это:
4.1.4 ВАФ предназначен для измерения:
− напряжения постоянного тока;
− действующего значения напряжения и силы переменного тока
синусоидальной формы;
− частоты переменного тока;
− угла сдвига фаз между напряжением и током;
− угла сдвига фаз между напряжением и напряжением;
− угла сдвига фаз между током и напряжением (если прибор укомплектован опорными клещами);
− угла сдвига фаз между током и током (если прибор укомплектован опорными клещами);
− активной и реактивной мощности;
а также для определения последовательности чередования фаз в трехфазных системах с номинальным междуфазным напряжением в диапазоне от 100 до 380 В, как со средней точкой, так и без нее.
Почему величина активной мощности не была определена прибором? Вместо этого считали импульсы. Есть уверенность в том, что их посчитали правильно? Что использовали в качестве тестовой нагрузки? Неизвестно. Методику своих проверок ЭСО не раскрыла. Погрешность счётчика не рассчитывалась и не определялась.
Таким образом, единственный способ, который остаётся потребителю - доказать, что прибор учёта исправен. Только этот установленный факт поможет избежать санкций за безучётное потребление в таких случаях, как Ваш.